Новости

СПОРТИВНЫЕ МЕГАПРОЕКТЫ КАК ДРАЙВЕРЫ ПРОСТРАНСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ


Три года назад был окончательно утвержден список российских городов, которые примут матчи чемпионата мира по футболу в 2018 году. В него вошли Москва, Калининград, Санкт-Петербург, Волгоград, Казань, Нижний Новгород, Самара, Саранск, Ростов-на-Дону, Сочи и Екатеринбург. Вся страна и города-участники испытали эйфорию, которая вскоре спала, обнажив проблемы и вызовы, с какими городам придется столкнуться во время подготовки к играм. 

В связи с этим в рамках деловой программы фестиваля «Зодчество-2015» состоялась дискуссия, посвященная спортивным мегапроектам и вопросам пространственного развития, с ними связанным. «Спортивная тема сейчас стала одной из самых обсуждаемых в профессиональных кругах. Однако дискуссии происходят главным образом вокруг архитектуры, а вопросы пространственного развития и градостроительства обсуждаются крайне мало. Это мероприятие — первое, на котором профессионалы собрались для того, чтобы обсудить вопросы пространственного развития», — начал Дмитрий Наринский, вице-президент Союза архитекторов России и руководитель координационного комитета НП «Объединение планировщиков» (RUPA). 

О том, как проходит подготовка, с какими специфическими проблемами столкнулся каждый город и какие отмечаются общие тренды, подробно рассказал Александр Антонов, член координационного комитета НП «Объединение планировщиков», который изучает принимающие города с момента утверждения списка. Главное отличие грядущего чемпионата от Олимпиады и Универсиад — это масштаб. ЧМ-2018 — это вопрос не городов, а регионов межрегиональных связей, вопрос страны в целом. Неслучайно первым объектом, который был сдан в Калининграде к ЧМ, была дорога в Польшу. Для городов-миллионников это еще и агломерационные вызовы и вопросы межмуниципального взаимодействия. Среди негативных трендов — проектирование не среды, а объекта. В генеральные планы городов необходимые изменения не вносятся, проекты планировки территории не отвечают текущим задачам. И самое главное — преобладает ресурно-ориентированный подход, то есть, проще говоря, «на сколько дали денег». 

Города, выбранные для проведения игр, очень разные: по численности, по развитости (читай: наличию) спортивной, транспортной и туристической инфраструктуры, по местоположению, по эффективности управления. Среди них — два города федерального значения, несколько милионников и не очень большие города без развитой инфраструктуры, появление которых в том самом списке — неожиданность для многих. Не останавливаясь на Москве и Санкт-Петербурге, о которых и так много говорят, посмотрим, что происходит в остальных городах. Среди всех особняком стоит Екатеринбург. 

Сначала всем казалось, что здесь подготовка пройдет максимально быстро, так как стадион в городе уже есть и мегасобытия разной тематики для него не новость. Однако существующий стадион потребовал реконструкции, кроме того, есть проблемы с законодательством и санитарными нормами, поскольку по соседству жилая застройка. Как решать эти вопросы — пока неясно. Для Калининграда ЧМ — это возможность развития маленького постсоветского города по современным принципам. В Саранске новый стадион строится напротив стадиона существующего, на котором играет местный футбольный клуб. Серьезный вопрос для Самары — связи стадиона и центра города. На данный момент без лишнего шума в Самаре построен хороший аэропорт, который уже функционирует. В Нижнем Новгороде стадион находится на противоположном берегу реки напротив центра города. Самый главный вопрос для Нижнего — определиться, будет ли город переходить на другой берег или на существующей территории у города достаточно возможностей для приема гостей и развития. Аналогичный выбор стоял и перед Ростовом-на-Дону. Ростов располагается на правом берегу Дона, функции левого до сих пор ограничивались промышленными зонами и рекреационной, в народе хорошо известной как ЛевБерДон. 

О вызовах, в том числе агломерационных, которые ждут Ростов-на-Дону, рассказал Алексей Полянский, заместитель министра территориального развития и градостроительства, главный архитектор Ростовской области. Петр Лоренс, вице президент ISOCARP (Международная ассоциация планировщиков), был вовлечен в планирование при подготовке к Евро-2012 в Гданьске. Петр начал доклад с вопроса, который как никогда актуален для российских городов сейчас: «После того как эйфория схлынула, перед нами встал вопрос: что же теперь делать с успехом, который на нас свалился?» В Гданьске нужно было построить всю инфраструктуру для четырех матчей, минимизировав издержки и максимизировав выгоды. Это комплексный вопрос, и одной архитектурой здесь не ограничишься, это в большей степени вопрос управления, и решался он на уровне власти. Цена была огромной, а доходов пока не так много, как хотелось бы. Петр Лоренс сформулировал уроки, которые извлек город Гданьск и которые нам нужно принять во внимание. 

В первую очередь, нельзя делать игры ради игр, из-за чего город понесет огромные издержки. Во-вторых, необходим must-have план — проект использования всех построек после того, как игры завершатся. Если такого плана нет — мы просто пускаем деньги на ветер. Очень хороший пример — греческие Афины, спортивная инфраструктура которых поросла бурьяном. В-третьих, использовать спортивную инфраструктуру как драйвер пространственного развития города — это хорошая опция, но нужно быть готовыми к тому, что это требует много времени и денег. И самое главное, строительство новой инфраструктуры — это отличный способ создать новые проблемы. Не нужно создавать новые, нужно пытаться решить существующие.

Одним из многообещающих и уже сейчас доказывающих свою эффективность проектов, связанных с ЧМ-2018 в России, является проект «Тушино-2018», занимающий 160 га, о котором рассказал Артем Ржавский, директор по продажам «Тушино-2018». Московский стадион «Открытие Арена» действует уже сейчас, он принимает гостей чемпионата России по футболу, на нем же проводит свои матчи футбольный клуб «Спартак», сборная России, организуются концерты. Отличительной особенностью проекта является то, что он осуществляется на частные деньги: все объекты капитального строительства, коммуникации и уличнодорожная сеть. Участие государства ограничилось предоставлением участка земли. Частный инвестор, который, будучи заинтересован в том, чтобы вернуть затраченные инвестиции, разработал план освоения территории вокруг стадиона, план, в рамках которого стадион сам зарабатывает деньги. Разрабатывается программа лояльности среди посетителей, билетная программа, увеличивается посещаемость за счет привлечения любителей светских мероприятий,впервые в России создана детская игровая комната и работают аниматоры. На территории строится база футбольного клуба «Спартак», которая станет одной из тренировочных баз для команд-участниц ЧМ-2018. Вокруг стадиона вскоре появятся жилые объекты, обеспеченные объектами социальной инфраструктуры, торговый центр, бизнес-центры, комплекс апартаментов и гостиниц. Жилые кварталы не выглядят как типичный скучный спальный район, над проектом работали архитекторы из ТПО «Резерв» во главе с Владимиром Плоткиным.

Движение вперед любого градостроительного проекта возможно только при сохранении баланса интересов, видения архитектора, пожеланий потребителей и финансовой составляющей: сколько это стоит, и насколько это может приносить доход и возвращать затраченные инвестиции, и «Тушино-2018», кажется, пока единственный в нашей стране пример успешного слияния всех названных условий.
Впрочем, среди городов, которые примут ЧМ-2018, есть и такие, в которых особых градостроительных изменений не планируется. Так, в Волгограде стадион строится на месте снесенного. Для города актуальны в основном вопросы транспорта. 

Транспортное планирование — это отдельная проблема, так как оно не входит в территориальное планирование, хотя продумывать транспортные потоки нужно особенно тщательно, и здесь тоже стоит вопрос о том, будет ли работа нацелена на две недели игр или на улучшение ситуации в долгосрочной перспективе. Это показывает опыт Казани. Анализ транспортной системы Казани был выполнен в рамках работы «Исследование функционирования транспортной системы и анализ транспортных решений города Казани в период подготовки и проведения XXVII Всемирной летней Универсиады 2013 года» проекта ПРООН/ГЭФ-Минтранс России «Сокращение выбросов парниковых газов от автомобильного транспорта в городах России». О его результатах рассказал Егор Котов, научный сотрудник Высшей школы урбанистики НИУ ВШЭ, руководитель работы. На картах видно, что на окраинах города есть высокоплотные массивы жилья, откуда людям каждый день нужно добираться в центр на работу, на юге города располагается аэропорт, от которого был проведен аэроэкспресс в центр. Там же, на юге, располагалась деревня Универсиады. Основной задачей для тех, кто занимался транспортом, была оперативная доставка участников до места проведения игр. План был в том, чтобы улучшить кольцевую дорогу, которая идет от аэропорта в северную часть города, и дорогу, которая идет напрямую в центр. 

Что касается уличной дорожной сети, реальная связанность улучшилась только на севере города, в остальных местах она не изменилась. С точки зрения общественного транспорта ситуация стала хуже. В течение пяти лет, расширяя дороги и перекладывая асфальт, город давал людям ясный сигнал: пора начинать пользоваться автомобилем, потому что это станет удобно, а общественный транспорт, наоборот, станет неудобным. Аэроэкспресс, построенный к Универсиаде, за все лето 2013 года перевез около 7 тысяч пассажиров, имея пропускную способность 7 тысяч пассажиров в день, поэтому никого не должно удивлять, что в этом году он перестал функционировать. Есть и позитивные моменты — в Казани появились удобные способы оплаты проезда и ситуационный центр, но в целом потраченные деньги и усилия себя не оправдали, и улучшения, имевшие целью бесперебойную работу в дни Универсиады, принесли мало пользы городу с его реальными потребностями.

На дискуссии присутствовали главный архитектор Красноярска, принимающего в 2019 году Универсиаду, Андрей Макаров и главный архитектор Нижегородской области Сергей Попов. Профессионалы впервые об- судили насущные проблемы в сфере градостроительства, обозначили точки пересечения и обмена  опытом. Архитекторы и градостроители надеются на дальнейшее сотрудничество, в том числе в рамках Совета по градостроительству и территориальному планированию Союза архитекторов России, всегда открытого для вопросов, дискуссий и совместной работы. 

Ирина Головицкая.
Газета СА.