Новости

Символ Армении

Мастер-класс «Национальный ландшафт Армении» провёл на международном фестивале «Зодчество’13» Карен Бальян – профессор Международной академии архитектуры (МААМ), председатель Российского отделения Союза архитекторов Армении.

– Ах, Эривань, Эривань! Иль птица тебя рисовала,

Или раскрашивал лев, как дитя, из цветного пенала?

Ах, Эривань, Эривань! Не город – орешек калёный,

Улиц твоих большеротых кривые люблю Вавилоны.

О.Мандельштам

В античные времена царство Великая Армения занимало территорию от берегов Каспия до Чёрного моря, было крупным государством, равным по площади современной Италии. В результате войн, вторжений и изменения государственных границ территория страны уменьшилась, и в последующие века Армения не имела выхода к морю.

Армения – это остров, открытый небу и окружённый со всех сторон горами. Эти качества – ключ к пониманию национального ландшафта и архетипических для Армении пространств: замкнутых, компактных.

На протяжении всей своей истории Армения выполняла миссию передачи культурных ценностей из Европы в Азию, благодаря национальному ландшафту: горы защищали от чуждых вторжений, а реки являлись каналами распространения культуры.

Вопреки войнам, потерям, утратам территории и памятников истории национальный ландшафт сохранил идентичность армянского народа и смысл жизни, благодаря культуре и главной её идее – вечному и постоянному движению к Арарату.

Главный символ и святыня Армении давно находится на территории Турции. Оказавшиеся в другой стране, с чуждой культурой и религией, люди и храмы были объединены общей трагичной судьбой.

При всём драматизме истории Армении, именно благодаря культуре, народ сохранил свой язык, архитектуру, идентичность. Ведь древние народы уцелели до наших веков не из-за генетического превосходства или долговечности их государств, но благодаря сохранению их культуры.

Особенности национального ландшафта отразились в градостроительстве и архитектуре. Пространственная планировка армянских городов и ансамблей компактна, образует замкнутые, защищённые пространства. Камень – это ещё одно очень важное, общее по природе и цвету качество архитектуры и природного окружения.

Горы, храмы, дома, хачкары – они все одной плоти, из одного природного материала. Органичны древние церкви и монастыри, вырастающие из горного основания. Архитектура модернизма противопоставляет здание и по форме, и по способу включения в природное окружение, изменяя принципам сосуществования архитектуры в национальном ландшафте.

Старые постройки рождены землёй, они с ней слиты и едины. В природе каменного строительства, в многовековой культуре работы с камнем – отсутствие вынесенных деталей, цельность основного объёма. Постройки вырастают из скалы, как скульптура. Современная хорошая архитектура также органична и неразрывна с ландшафтом. Традиции работы с камнем сохраняются в наше время, продолжая тему единства истории людей и страны.

«Декларация прав армянина» – это право смотреть на Арарат. Идея столицы Армении, города Еревана, на протяжении двенадцати столетий связана с горой. Эту идею в XX веке развил и сделал основой единого пространства города автор генерального плана Еревана двадцатых годов XX века, академик Российской академии художеств

Краткий период независимости Армении после окончания I мировой войны призвал на родину её великих сынов: Мартироса Сарьяна, Александра Спендиаряна и Александра Таманяна. Из всех искусств архитектура наиболее зависима от политики. Так случилось, что заказ на разработку генерального плана был получен А. Таманяном от правительства Первой республики и стал главным делом его жизни, а реализация (подчас драматичная и наполненная другим содержанием) пришлась на советский период. Александр Таманян заложил в план Еревана принципы регулярной планировки, ансамблевости, – как в Петербурге, но в отличие от северной столицы, где центром композиции является вода, в Ереване общественные пространства и композиционные оси ориентированы на гору Арарат. Ключевые здания – Дом правительства и Оперный театр, образующие единый градостроительный ансамбль, – должны были быть объединены главной улицей: «Северным проспектом», ориентированным на Арарат. При жизни архитектора его замыслы не были реализованы: не был построен центральный объём Дома правительства, 40 лет строился Оперный театр, Северный проспект прокладывался уже в XXI веке. В результате были искажены принципы генерального плана – обращённость, раскрытие пространств, зданий, монументов к Арарату. Арка Чаренца (архитектор Р. Исраэлян, 1957) – образное воплощение идеи диалога с горой. Это лаконичное архитектурное сооружение является примером материализации идеи национального ландшафта: Арарат находится в фокусе «настроенной» на него двойной арки. Всё вместе: арка, вид сквозь неё на Арарат – это и есть национальный ландшафт Армении как единство горы и людей, их памяти о погибших, о поэте Егише Чаренце и о многих других.

Текст: Анна Катханова

Журнал «Капитель»