Архи.ру:
– Все перечисленные проекты – ваши авторские?
Эдуард Кубенский:
– Не совсем. В некоторых я представлен как автор, в некоторых как куратор и даже менеджер. «Узорник русского авангарда» – мой авторский проект. Он представляет собой калейдоскопы (слово «узорник» – синоним слова «калейдоскоп»), предназначенные для самостоятельного наполнения насыпкой (термин, используемый изготовителями калейдоскопов: он обозначает различные элементы, служащие основой узорной карты калейдоскопа). Насыпкой в узорниках выступают иконки ярких образов русского авангарда, таких, как черный квадрат, окна дома Мельникова, сетка Шуховской башни и других. Зритель волен сам подобрать себе комплект из предложенных автором 25 элементов. В итоге, каждый участник проекта собирает свой набор насыпки, получая математическую гарантию неповторимости будущих узоров на протяжении 500 миллионов лет. Вы только вдумайтесь: 500 миллионов лет! «УРА (Узорник Русского Авангарда), товарищи!»
Лекция «Город между строк». Фото предоставлено Э.Кубенским
«Долг архитектора» – мой совместный с редактором издательства TATLIN Марией Рявиной одновременно авторский и кураторский проект, впервые представленный публике 7 июля 2014 года в Екатеринбурге в рамках ежегодного празднования ВСЕмирного Дня УРальского Архитектора, или The DURA. Интеллектуальной платформой праздника, если так можно сказать, служит актуальная тема профессионального сообщества. В 2014 году такой темой стал десятилетний юбилей Кодекса профессиональной этики российских архитекторов. К нашему удивлению мы с сожалением обнаружили, что большая часть практикующих российских архитекторов либо никогда не читали его, либо вообще не подозревали о существовании такого документа, в то время как в нём обозначены фундаментальные основы профессии. Мы решили актуализировать сформулированные в документе положения в художественном проекте.
Лекция «Город между строк». Фото предоставлено Э.Кубенским
Проект состоит из двух частей. Первая часть – «Скрижали» – представляет собой четыре «каменные» глыбы, на которых «высечен» текст Кодекса. Основой конструкции служит обыкновенный пенопласт, покрытый штукатуркой Derufa, на которой при помощи трафарета нанесен объемный текст Кодекса. Ключевые слова кодекса «Архитектор должен» легли в основу второй части проекта. Мы реабилитировали форму отрывного настенного календаря, разместив на его страницах по понедельникам цитаты из Кодекса, начинающиеся со слов «архитектор должен»; по вторникам, средам и четвергам размещены высказывания архитекторов, которые по нашей просьбе продолжили словосочетание ключевыми словами документа, по пятницам – афоризмы великих архитекторов, также начинающиеся со слов «архитектор должен». Страницы выходных дней представляют краткую историю мирового градостроительства. На оборотах календарных листов размещен словарь архитектурных терминов. Календарь призван каждый день напоминать его пользователю о профессиональном долге, а скрижали, при первом взгляде кажущиеся своеобразным артефактом, на деле оказываются пенопластовой бутафорией.
Лекция «Город между строк». Фото предоставлено Э.Кубенским
«Поросль» – выставочный проект, рассказывающий о пятилетней практике издательства TATLIN на ниве детского творчества. В рамках проекта представлено более тысячи детских работ, выполненных в рамках девяти конкурсов детского творчества. Экспозиция представляет собой поляну из равного числу детских работ металлических стрежней, закрепленных у основания и держащих на высоте одного метра копии детских рисунков. Под каждым рисунком смонтирован рыбацкий колокольчик. Молодая «поросль» радует глаз и весело позванивает, когда с ней вступают в диалог. Образную идею экспозиции подсказал старый друг издательства художник Владимир Наседкин.
Лекция «Город между строк». Фото предоставлено Э.Кубенским
– Ваши инсталляции и графические проекты хорошо известны и появляются с ощутимой регулярностью. Что связывает ваши арт-проекты между собой? Есть ли какой-то лейтмотив, общая нить или же цель, к который вы двигаетесь?
– Основная цель всех без исключения проектов – поиск собственной идентичности. Возможно, именно поэтому наши проекты такие разные. Нам одинаково интересна история архитектуры и современная практика, детское творчество и работы мастеров. История для нас является частью процесса познания мира. Работая внутри исторического контекста и ежедневно отвечая на вызовы современности, мы генерируем новые формы и подходы. Наша издательская деятельность давно перешагнула страницы традиционных изданий. Наверное, в этом и заключается идентичность издательства TATLIN, выросшего из небольшого архитектурного бюро. Для нас книга не стопка запечатанной и сброшюрованной бумаги, одетая в яркую обложку или совсем без нее, мы, вслед за художниками стрит-арта, научились публиковать материалы авторов в пространстве города. Рекламный щит, отрывной календарь, уличный экран, лопаты, коробки, футболки и даже генеральный план города – вот новое пространство книг TATLIN. И не важно, что у перечисленных форм нет корешка, хотя, конечно, корешок – это целый жанр.
Лекция «Город между строк». Фото предоставлено Э.Кубенским
– Считаете ли Вы так же, как и кураторы фестиваля, что исследование авангарда может привести к новому рывку обновления искусства – и архитектуры в том числе? Если да, то другой вопрос – так ли надо его обновлять? Не лучше ли ограничиться поступательным развитием, ростом из корней?
– Думаю, на этот вопрос дает ответ название нашего издательства. Владимир Татлин для нас всегда был и остается символом обновления. Для меня лично постоянное развитие и есть настоящая традиция. Локомотивом такого движения может быть все что угодно – исследование авангарда, природные катаклизмы, перелом ноги, панк-молебен, марш несогласных и даже… урбанистика.
Лекция «Город между строк». Фото предоставлено Э.Кубенским
В словарях поступательное движение – это движение системы точек, при котором любой отрезок прямой, связанный с движущимся телом, форма и размеры которого во время движения не меняются, остается параллельным своему положению в любой предыдущий момент времени. Мне кажется это немного скучным! Меня всегда увлекала неэвклидова геометрия, где даже параллельные прямые пересекаются.
– Как связаны авангард и идентичность?
– Я отвечу на этот вопрос одним своим любопытным наблюдением, перешедшим в итоге в практическую плоскость. Своеобразной жемчужиной конструктивизма Екатеринбурга является водонапорная башня жилого района Уралмаш, более известная как Белая башня. Символом русской идентичности можно назвать белокаменные храмы Владимирской Руси. Если внимательней присмотреться к Белой башне Уралмаша, станет ясно, что авангард – часть традиции. Белая башня стоит на одной из самых высоких точек Уралмаша, какие раньше использовались для постановки храмов. Основное помещение башни перекрыто куполом, также как в церквях. Забежные ступеньки технической лестницы Белой башни с заниженными проходами под ее косоурами напоминают пространства монастырских келий – это осознается сразу же, как только вы склоняете голову при подъеме по ней. И, наконец, крест, образуемый вертикалью и горизонталью оконных проемов лестницы и бака. Но только в Белой башне все эти элементы связаны с сугубо функциональными требованиями в духе конструктивизма, а в храмах определены канонами, выработанными столетиями. Казалось бы, Храм Божий и бак с водой – что может быть общего. Оказывается, всё! Даже наличие воды, в которую традиционно окунают человека при крещении.
– На ваш взгляд, удается ли проявить нечто идентичное или даже «самобытное» в ваших проектах? Если да, то как бы Вы описали это найденное вербально?
– Думаю, что предыдущий пример, отчасти, дает ответ и на этот вопрос. Добавлю только, что два года назад в проекте световой инсталляции на Белой башне был образ креста.
Лекция «Город между строк». Фото предоставлено Э.Кубенским
– Чего зрителям ждать от ваших выставок, в чем их основной смысл?
– В первую очередь мы хотим вдохновить зрителя. Все остальное он сделает сам.
Лекция «Город между строк». Фото предоставлено Э.Кубенским
– Кто ваша аудитория, к кому Вы обращаетесь?
– Наша аудитория – это мы сами. Мы всегда делали и делаем только то, что интересно нам самим. Возможно, я выскажу крамольную мысль, но кураторство убивает искусство. Оно превращает его в арт, где прежде, чем купить товар, покупатель должен все про него узнать. Кураторы программируют конечное качество художественного произведения, за исключением случаев формирования экспозиции готовыми проектами. Но ведь слово «искусство» произошло от церковнославянского «искусьство» – опыт, пытка, истязание (латинское eхperimentum – опыт, проба).
Нам важен личный опыт! Мы изобретатели. Даже в попытке удовлетворить желание клиента мы стремимся к эксперименту. Если результат нашего труда становится интересен нашему окружению – это удача, если его покупают – успех.
Лекция «Город между строк». Фото предоставлено Э.Кубенским
– Касаются ли ваши выставки темы «Зодчества» нынешнего года («актуальное идентичное») и если да, то как?
– Надеюсь, касаются. Каждым проектом мы идентифицируем собственную актуальность. Думаю, год от года мы становимся более узнаваемы и востребованы. Хотя, возможно, этот ответ мог бы звучать и наоборот и тоже был бы недалек от истины, потому что мейнстрим не всегда определяет идентичность.
Лекция «Город между строк». Фото предоставлено Э.Кубенским
– Считаете ли Вы правильным искать идентичность и уникальность сейчас, или, может быть, логичнее сосредоточиться на качестве жизни? Или, наоборот, на общечеловеческих проблемах, забыв про своеобразие?
– А когда же ее искать, если не сейчас?! Я не могу доверить это кому-то другому, будь это хоть сами Асадовы, ведь это, в первую очередь, моя идентичность. Поэтому, ежедневно занимаясь благоустройством жизни, я, в первую очередь, ставлю перед собой общечеловеческие проблемы, потому что человек и есть главная идентичность архитектуры – как и любого другого рода деятельности!
Лекция «Город между строк». Фото предоставлено Э.Кубенским